Почему DisplayPort 2.1 может иметь большое значение для компьютерных игр в 2023 году

Обновление, которое готовилось четыре года


Видеокарта EVGA RTX 3050 XC Black включает три разъема DisplayPort и один HDMI.


VESA, компания, которая определяет и сертифицирует стандарт DisplayPort, выпустила DisplayPort 2.1 в октябре 2022 года. Обычно требуются годы, чтобы продукты вышли на рынок с поддержкой нового стандарта, но DisplayPort 2.1 не так уж нов. Это обновление DisplayPort 2.0, выпущенного в 2019 году, и значительное улучшение по сравнению с DisplayPort 1.4, которое мы видели с 2016 года. Как и любое новое соединение, все зависит от пропускной способности. DisplayPort 1.4a, который вы найдете на всех последних видеокартах, кроме Intel Arc A770 и A750, а также на грядущей RX 7900 XTX от AMD, достигает максимальной скорости передачи данных 25,92 Гбит/с. DisplayPort 2.1 достигает 77,37 Гбит/с (теоретическая пропускная способность выше, если вы видите разные цифры, но это фактическая возможная скорость передачи данных по кабелю). Если вы выполните некоторые, по общему признанию, сложные математические вычисления, вы обнаружите, что требуемая скорость передачи данных для 4K на частоте 120 Гц с включенным HDR составляет 32,27 Гбит/с — выше, чем способен DisplayPort 1.4a. Такие мониторы, как Samsung Odyssey Neo G8, поддерживают 4K с частотой 240 Гц только с DisplayPort 1.4a, так что же дает? DisplayPort (а теперь и HDMI) использует сжатие потока отображения (DSC) для уменьшения объема требуемых данных. DSC не является математически без потерь, но визуально без потерь. И он может сократить требуемые данные до соотношения 3:1, уменьшая это число с 32,27 Гбит/с до 10,76 Гбит/с. Это здорово, и DSC — единственная причина, по которой DisplayPort 1.4a еще не выброшен на обочину.



Проблема в том, что ограничения DisplayPort 1.4a начинают проявляться даже при включенном DSC. Теоретически монитор 4K с частотой 360 Гц не сможет работать с полной частотой обновления, даже с DSC-сжатием 3:1 (требуемая скорость передачи данных составляет 36,54 Гбит/с, если вам интересно). А более высокая глубина цвета для HDR увеличивает требования к пропускной способности, равно как и более высокие частоты обновления и разрешения. Монитор 4K 360 Гц сейчас может показаться безумием, но у нас есть аппаратное обеспечение, способное управлять таким дисплеем. AMD заявляет о 295 кадрах в секунду при 4K в Apex Legends и 355 кадрах в секунду в Overwatch 2. Кроме того, RTX 4090 может развивать более 300 кадров в секунду при 4K в Rainbow Six Siege, а возможности генерации кадров DLSS 3 и грядущей FSR 3 уверены. чтобы бросить вызов позиции 4K с максимальной частотой 240 Гц, которую мы в настоящее время имеем на игровых мониторах. Большинству людей не нужна эта дополнительная частота обновления, но давайте будем честными; большинству людей также не нужно тратить 1600 долларов (или даже 1000 долларов) на графический процессор.


Оборудование уже существует


Как ни странно, мы не ждем аппаратного обеспечения, чтобы воспользоваться преимуществами мониторов. Мы ждем на мониторах, чтобы показать новое оборудование. Samsung уже дразнила свой «8K» Odyssey Neo G9 для CES в этом году — для протокола, это не настоящий 8K, а скорее два дисплея 4K рядом с соотношением сторон 32: 9 — и мы ожидаем увидеть как минимум несколько игровых мониторов 8K, которые будут демонстрироваться на выставке вместе с дисплеем Samsung. Этот дисплей также является хорошим пробным камнем. Предполагая, что Samsung хочет сохранить частоту обновления 240 Гц, как в текущей версии, вы получаете скорость передачи данных выше 45 Гбит/с с включенным HDR (36,19 Гбит/с с выключенным HDR), и это при сжатии 3:1. На данный момент это все теоретически, нам нужно подождать, пока мы не увидим этот дисплей и другие варианты 8K, но цифры предполагают, что RTX 4090, возможно, не сможет управлять ими из-за подключения DisplayPort 1.4a (по крайней мере, при полном обновлении). скорость, DisplayPort обратно совместим).



Также нет необходимости ограничивать этот разговор 8K или сверхвысокой частотой обновления 4K. OLED-телевизоры, маскирующиеся под игровые мониторы, становятся все более популярными, и они могут увидеть огромные преимущества от разрешений 5K и 6K. Как я видел на LG UltraGear 48 OLED, плотность пикселей должна быть выше для такого большого экрана, расположенного так близко к вашему лицу. DisplayPort 1.4a может передавать 5K и 6K с DSC, но не с частотой обновления выше 120 Гц и не с более высокой глубиной цвета HDR. Это ограничение скорости передачи данных проявляется и в виртуальной реальности. Pimax Crystal, который в настоящее время является кампанией Kickstarter, должен требовать около 29 Гбит/с данных с DSC 3:1, исходя из спецификаций. Это в пределах того, на что способен DisplayPort 1.4a, но он достигает предела. От дисплеев большого форм-фактора до гарнитур виртуальной реальности и более высокой частоты обновления 4K — DisplayPort 1.4a начинает достигать своей полной мощности. Если бы и AMD, и Nvidia придерживались DisplayPort 1.4a, это не имело бы большого значения. Производители дисплеев будут адаптироваться к возможностям того, что в настоящее время представлено на рынке. Но AMD открывает шлюзы своими новыми графическими процессорами.


Важное отличие, но не преимущество



Из всех вещей, на которых основывается решение о покупке, стандарт DisplayPort должен быть очень далеко в этом списке. Нам все еще нужно посмотреть, как работают новые графические процессоры AMD, какие функции, такие как FidelityFX Super Resolution (FSR) 3.0, принесут, и есть ли смысл преодолевать барьер игровых мониторов в настоящее время. Однако именно к этому движется тенденция, и разница между DisplayPort 1.4a и 2.1 может стать более актуальной гораздо быстрее, чем мы ожидали — по крайней мере, для высококлассного класса геймеров, которые хотят экспериментировать с передовыми технологиями.